Средства народной педагогики

§1. ПОСЛОВИЦЫ

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

МАОУ СОШ №2 г.Агидель, РБ

Средствами народной педагогики в воспитание младших школьников

Центральное место в системе обучения и воспитания в начальном звене школьного обучения занимает народное творчество. Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).

Фольклор – устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [4, 282].

Например, народная сказка «Белая уточка» учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела; «Каша из топора» учит высмеивать плохие поступки или отрицательные качества человека; «Лиса и Журавль» — Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это – оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь – если не жжет, то чернит», «Добрая совесть – глаз божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием: «Любишь кататься — люби и саночки возить», «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Родимая сторона — мать, чужая – мачеха», «Смолоду наживай, а под старость проживай», «Не красна книга письмом, красна умом».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность.

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Народные песни – это форма народного поэтического творчества. В таких песнях как «А ты просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок», «Как над лесом, над лесочком» – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать различные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбельных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем несколько колыбельных песен для использования в воспитательном процессе: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю …», «Сладко спи, ребенок мой», «Колыбельная».

Возрождение народной педагогики, обновления ее содержания, средств, методов и форм – это одно из стратегических направлений в решении современных проблем образования, являющиеся приоритетными на этапе преобразования общества. Следовательно, одно из задач современной школы, на наш взгляд не только использовать лучшие традиции народного воспитания, но и повышать интерес учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, в народной педагогике, в пословицах и поговорках, загадках и песнях содержатся огромное количество идей о воспитание детей, а также указывается направления воспитательной работы, методы и средства воспитания.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. – М. Академия, 1999. – 168с.

Круглов Ю.Г. Русский фольклор: Книга для учителей. – М., 2000.

Крупина И.В. Этнопедагогика – наука о народных средствах обучения и воспитания. // Школа. – 2001. — №1. – С. 8-13.

Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогическая антропология». – М. – Л., 1948.

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Просмотр содержимого документа
«Народная педагогика.Примеры средств народной педагогики.»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это наука о народном опыте, воспитании подрастающего поколения.

Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, былинах, песнях, загадках, игрушках, пословицах и т. д.

Этнопедагогика включает в себя разные средства, которые воздействуют на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Одним из таких средств являются сказки. Материалом для народных сказок служили окружающая природа и жизнь народа: его борьба за счастье, существовавшие обычаи и верования. В сказках, особенно, исторических прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба с иноземным врагом. В сказках отражается народный идеал мужчины и женщины.

Средства народной педагогики Сказки, пословицы и поговорки — средства народной педагогики

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках мучения положительного героя является временными, за ними обычно приходит радость, причем, радость как результат борьбы, как результат совместных усилий. Оптимизм сказок нравится детям и усиливает воспитательное значение сюжета сказки. Увлекательность сюжета, образность и забавность приковывает в сказке внимание детей. Сказки всех народов мира всегда поучительные и назидательные.

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния, сокровенные мечты народа. Главное назначение песен – это эстетическое воспитание. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значения прекрасного в жизни. Песни с древних времен призывали к трудовой деятельности, нравственному поведению, заботе о родном народе, его обычаях, культуре, языке.

Пословица — это изречение, придуманное народом, иногда читающееся в рифму, а иногда нет, несущее какой-то жизненный опыт, вывод. Пословицы удовлетворяют познавательные, интеллектуальные, нравственные потребности человека. В пословицах отражаются педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, цели, средств и методов в воспитании, поощрении и наказании, наследственности, влияния окружающего мира и т. д. В пословице – готовый вывод, но она не конец, не завершение раздумий, а скорее точка опоры для новых мыслей.

В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказатель¬ное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадки – умны, высокопоэтичны, могут нести в себе воспитательную идею. Они позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

Средства народной педагогики играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Благодаря им мы можем приобщать детей к изучению своей культуры, народа и истории.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, колыбельных, скороговорках, загадках, приметах, сказках и анекдотах (например, «повторение— мать учения», «яблоко от яблоньки недалеко падает», «век живи — век учись» и т. п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 20:03, доклад

Краткое описание

Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Доклад.docx

Воспитание детей у древних славян и отдельных народов России. Педагогические средства народного воспитания.

Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.

У древнерусского населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.

До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания.

С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и былины позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в «домах молодежи». Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью «черт и резов» — своеобразного варианта пиктографического письма.

Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.

Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу.

Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.

Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей «детской энциклопедией» были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: «учить — ум точить», «учи Других — сам поймешь», многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.

Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры.

Педагогические средства народного воспитания.

Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор — искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др.
Педагогическая мысль Древней Руси дошла до наших дней и в произведениях, не имевших специального педагогического характера. Когда не было еще специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.
Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчества. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Красочность, яркость, меткость народного слова в фольклоре делали поучения ненавязчивыми, вызывали глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьезные, возвышенные идеи и житейские правила.
Воспитывало и учило не только слово, но все русское народное искусство. Огромной силой воздействия на детей обладало, среди прочих его видов, народное искусство быта. Оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни. Педагогический потенциал его был необыкновенно велик.
Издавна были известны такие средства народной педагогики, как игра и игрушка, творцом которых был сам народ. Еще в незапамятные времена люди поняли, как они необходимы ребенку.

Характеристика основных средств, методов, приемов народной педагогики в семейном воспитании

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15,456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных детей. [19,110].

Для решения задач семейного воспитания использовались разнообразные средства и методы. Наиболее распространенными и эффективными средствами семейного воспитания были труд, игра, праздники и обряды. [2 c. 64]

Следует отметить, что труд был главным средством воспитания детей в семье, с помощью которого у них формировались не только необходимые трудовые навыки и умения, но и важнейшие общечеловеческие моральные качества: трудолюбие, добросовестность, доброта, уважение к родителям и людям труда, любовь к отчему дому, земле, природе, родине. Исследования свидетельствуют, что с целью воспитания этих моральных качеств у будущих наследников представители шляхты в XVI- XVIII вв. отдавали своих детей в крестьянские семьи (этот обычай назывался «дзядзькаваннем») Особенностями трудового воспитания в семье были: 1) восприятие труда как естественной жизненной необходимости; 2) включение в труд в форме игры самых маленьких 5-6 летний детей; 3) разделение труда на мужской, которому обучал отец( пахать, сеять, косить, возить сено, снопы и солому с луга и поля, молотить, ухаживать за домашними животными, водить лошадей в ночное время, пилить, сечь и складывать дрова, изготавливать сани, телеги, колеса, помогать в постройке дома и пристроек в подворье) и женский, которому обучала мать (ухаживать за младшими сестрами и братьями, готовить пищу, стирать белье, шить, вязать, выращивать, засевать огород, гряды, полоть их, жать, ткать сукно и полотно ); 4) овладение ремеслом, трудовыми навыками являлось основой благосостояния семьи; 5) освоение детьми правил ведения сельскохозяйственных работ посредством характерных для белорусов праздников календарно- обрядового цикла; 6) выполнение большинства видов труда совместно с родителями и под их непосредственным наблюдением и руководством.

Народная семейная педагогика выработала множество методов воспитания, которые были направлены на формирование гуманной, трудолюбивой, преданной своей семье и Отчизне личности. В воспитании детей в семье с учетом их возраста использовали следующие методы:

  • 1. Положительный пример (образец) поведения, поступков, действий и отношений к людям и друг к другу матери, отца, старших членов семьи;
  • 2. Внушение по отношению к самым маленьким детям с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, различных видов требований в сочетании с родительской любовью;
  • 3. Включение детей с самых ранних лет в разные виды хозяйственно-трудовой деятельности, в отношении и общения со старшими и сверстниками;
  • 4. Упражнение как способ закрепления устойчивости соответствующих навыков и умений;
  • 5. Совет родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;
  • 6. Разьяснение родителей с целью формирования положительного отношения к труду, соответствующего поведения в семье и в обществе;
  • 7. Беседа с детьми с целью выработки родственных и общечеловеческих чувств и правильных устойчивых убеждений о своем месте среди членов семьи, других людей, об умении жить в человеческом обществе;
  • 8. Наказ — родительское ( отцовское, материнское) наставление, поучение;
  • 9. Предостережение родителей как метод опережения возможных жизненных ошибок и просчетов;
  • 10. Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям:
  • 11. Намек (прямой или косвенный) — способ показа детям их недостатков и просчетов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне ;
  • 12. Требование как один из способов выполнения детьми семейных и общечеловеческих правил и обязанностей;
  • 13. Упрек — выражение родителями вербально и невербально (взглядом, жестами, мимикой) неудовлетворенности поступками и поведением детей;
  • 14. Испытание — как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;
  • 15. Благословение — это в комплексе родительские наставления, поучения, предостережения, наказы и просьбы к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество);
  • 16. Клятва детей в качестве уверения, обещания поступать в жизни всегда по-человечески морально и гуманно;
  • 17. Осуждение — способ показа детям отклонений от общепринятых среди людей норм и правил поведения;
  • 18. Порицание — выражения родителями неодобрения, осуждения отрицательных поступков детей;
  • 19. Запрет, запрещение как способ недопущения в действиях и поведении детей общественно и личностно вредного, бесчеловечного, антигуманного;
  • 20. Наказание, в том числе и физическое (телесное), которое родители применяли в самом крайнем случае, когда уже никакие другие методы не действовали (даже в самых малокультурных городских и сельских семьях родители чувствовали и видели вред и бессмысленность физических наказаний детей);
  • 21. Проклятие детей родителями, особенно матерью, как крайняя и весьма резкая мера воздействия (в народе о неисправивом сыне или дочери говорили: «Побитый батькам, проклятый маткай») [15-22 ]

Практика показывает, что в белорусских семьях постоянно использовались традиции в воспитании детей, которые бытовали в народной семейной педагогике и передавались из поколения в поколение.

Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки — подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания: приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благословление и другие, не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.

ПОСЛОВИЦЫ

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ, упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли — полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», — говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей — это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

Личный пример (особенно родителей) — это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын — веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь — веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », — скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы, появившиеся в древнеславянском обществе рассматривали воспитание как «бесценное богатство » человека. Древние славяне имели определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей, при этом особое значение придавалось воспитанию в раннем детстве через игровую деятельность детей.

Вопросы для самоконтроля:

1. На каких традициях было основано воспитание у древних славян?

2. Почему пословицы и поговорки можно считать народными педагогическими миниатюрами?

3. Перечислите методы народной педагогики. Какой из методов, является на Ваш взгляд, самым действенным? Ответ объясните.

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян;

Тема 2. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси;

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1654 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народное пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости. Опята познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, метода воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления орех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это – оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь – если не жжет, то чернит», «Добрая совесть – глаз божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха;

Смолоду наживай, а под старость проживай;

Не красна книга письмом, красна умом.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Основные направления классического западного рока
Арт-рок Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве «классического рока». Первый элемент данного неологизма (от англ. «искусство») подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение и .

Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в вуз .

Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: 1) философией; 2) психологией; 3) школьной гигиеной; 4) социологией; 5) фольклористикой и этнографией. Философия выполняет важную методологическую роль в .

Ссылка на основную публикацию